Очень нужная книга

Работа Александра Молоткова «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке» – одна из тех редких книг, которые  прокладывают новые пути в общественной мысли. И очень хорошо, что она подоспела вовремя. Дело в том, что сегодня очевиден  тупик в развитии  русского общественного сознания.  Нынешний экономический кризис окончательно похоронил в нашем обществе западно-либеральные иллюзии. Оказалось, что не только импортированная с Запада, с позволения сказать, «культура» губительна для России – западная экономика также оказалась ошейником, обрекающей страну на  унизительную роль сырьевой колонии, покорно плетущейся за своими западными хозяевами. И хотя корабль России до сих пор, по воле правящей элиты, движется  либеральным курсом, но теперь стало очевидно, что он прямиком идет на скалы, и надо срочно отворачивать.

Но куда нам плыть? Какой строй – социальный, политический, экономический – нужен России? Вот вопрос, который до сих пор русское сознание решить не может. Патриотическое движение раздваивается. На левом фланге шагают сторонники КПРФ, ратующие за социализм в его марксистской упаковке; справа идут монархисты-почвенники, видящие будущее России в возврате к строю дореволюционной России во главе с царем-помазанником.   И это не мирное шествие, и даже не просто спор, а тяжкая распря. «Как, оправдывать ГУЛАГ, расказачивание,  коллективизацию, гонения на Церковь? как, опять протаскивать богоборца Ленина и прочих жидо-масонов?» – кричат  монархисты, – «нет, Боже упаси нас от этого  кошмара! России нужен Царь, Православие, и Империя под водительством русского народа!». И иногда скромно добавляют: «и развитие частного предпринимательства». Коммунисты же поют свою песню: «советский строй поднял страну из руин, из лапотной окраины мира сделал передовой индустриальной державой, которая разгромила могучую военную машину вермахта, вывела Гагарина в космос и обеспечила  прочные социальные гарантии! Это мог сделать только социализм, ликвидировавший частную собственность. Только следуя таким путем, Россия может подняться с колен!». Позиции, увы, непримиримые. И идет  драка стенка на стенку. А Россия,  в это время потихоньку вымирает, останавливаются  заводы, дичает молодежь.  Без своей великой русской идеи, без собственной идеологии,  приватизированная, разворованная и испохабленная, Россия неуклонно гибнет, сходит с исторической арены в небытие…

****

И вот перед нами книга, смело предлагающая нам новую идеологию. А если точнее, –идеологию включающую традиционные для России ценностей, но сплавленные в непривычном сочетании. Если сказать буквально в двух словах, то это православный социализм. Может быть, многие наши верующие поморщатся, но прочите написанное Молотковым, и ваш скепсис рассеется. Книга эта не для троллейбусного чтения – она требует внимания, умения вчитываться. Автор пишет спокойно, тщательно выбирая выражения и обороты, дабы неосторожным словом не дать повод к дискредитации идеи. Вся книга представляет собой монолог-доказательство теоремы о том, что именно сочетание двух казалось бы несовместимых духовных явлений – православия и социализма – является подлинно русской идеей. Доказательство подробное и очень логичное.

Сначала рисуется то печальное состояние наших патриотических умов, которое мы пытались кратко описать. И в итоге делается вывод о кризисе современной русской национальной мысли, неспособной соединить две наиболее значимые для России  идеи: православие и социализм. Но синтез необходим, он обусловлен прежде всего нашей особой ментальностью, где стремление к подлинной правде превосходит все низшие стороны широкой русской натуры. Православие, как высшая духовная истина, должна на социальном уровне выливаться в русскую соборность и сочетаться с социальной справедливостью, без которой заповедь любви к ближнему не может быть должным образом выполнена. Русская идея, по мнению автора, состоит не просто в сохранении Православия, а в том, чтобы на его основе  создать достойное человека, справедливое общество. Отказ от этой цели будет означать, что Россия не выполнит определенного ей Богом предназначения, и тогда ее историческая гибель будет предрешена. Разумеется, автор, будучи глубоко верующим церковным человеком, очень далек от вульгарной мысли, что возможно механическое скрещивание РПЦ и КПРФ. Речь у него идет о новом звучании русской идеи, о выработке идеологии, вмещающей в себя обе, в определенной  степени антиномичные, идеи. Только такая, широкая, вмещающая в себя небесное и земное, русская идеология может вывести русскую мысль из идейного кризиса.

Социалистический потенциал православия автор убедительно доказывает, обращаясь к историческим реалиям.  В частности интересно и свежо рассмотрены такие непростые вопросы как  революция в России – Февральская и Октябрьская, роль еврейства в последней, советский социализм и его падение. Глубоко рассмотрена антихристианская и антирусская сущность современного либерального капитализма. Но все же книга эта – не историческая и не политэкономическая. Ее подлинный предмет – русская идеология, и автор на этом поприще  чувствует себя весьма уверенно. Особенно впечатляет полнота охвата темы. И раньше не раз появлялись статьи, в которых звучала мысль о необходимости соединения православного мировоззрения с коммунистическим. Но такого подробного и всестороннего анализа буквально всех аспектов проблемы, такой корректности и взвешенности рассмотрения  в нашей литературе до сих пор не было. Причем изложение Молоткова настолько убедительно, что практически со всем можно согласиться.

Впрочем, если быть точнее, – не со всем. Есть моменты, если не по содержанию, то по форме, которые вызывают некоторую досаду. Прежде всего, книга полна цитат. Разумеется, само по себе это правильно: опора на предыдущую русскую мысль совершенно необходима. Но настораживает, что добрая половина цитат взята из работ мыслителей хотя и весьма известных, но отнюдь к социализму не расположенных (И.А. Ильин, С.Л. Франк, В.С. Соловьев, И.Р. Шафаревич, М. В. Назаров, А.И.Солженицын, Г. Флоровский и пр.).  Конечно, в этом нужно усматривать стремление автора не к разобщению и спорам, а наоборот, – к объединению всех русских духовных сил, даже тех, которые видели истину лишь фрагментарно. Но все же  представляется, что ненавистникам социализма в такой книге не место. Можно также упрекнуть автора в некоторой размытости общего плана изложения, из-за чего ко многим предметам он обращается по ходу изложения несколько раз (хотя рассмотрение каждый раз ведется с разных углов зрения).

Но все это мелочи, которые не портят общего впечатления от этой замечательной книги. В целом можно констатировать, что на российском идеологическом горизонте появилась значительная, требующая серьезного обсуждения, работа.

****

«Да, все это хорошо, – может быть скажет вдумчивый читатель книги, – но как теоретическое построение. Разве мир откажется, от тотальной гонки за деньгами, которую навязывает современный капитализм? И разве наше Православие, так пострадавшее от богоборческого социализма, сможет принять его идеи?  Так что концепция социалистическо-православного синтеза – утопия».  Ох, так-то оно так, но лишь по человеческому рассуждению. Ведь сказано Господом: «Человекам это  невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19,26). Наша обязанность – попытаться это воплотить в жизнь. И если предлагаемое прочтение русской идеи угодно Богу, то Он поможет. И даже осмелимся представить, как это может совершиться.

На мир надвигается кризис, и теперь ясно, что он будет очень  глубоким. Полное фиаско современного капитализма налицо, и человечество, так неосторожно вляпавшегося в эту мерзость, ждет нелегкие испытания. Может быть, даже мы будем свидетелями исполнения апокалиптического пророчества о падении Вавилона «великой блудницы» (Отк.18,2), под которой многие современные толкователи понимают либеральную экономику или даже просто США. И тогда, по выходе из кризиса мир будет кардинально, как ныне выражаются, «переформатирован».

И нас, Россию, ждут тяжкие скорби, может быть превосходящие то, что испытают другие государства. И кто знает, может быть это суровое, но промыслительное действие вылечит народную душу, изменит его ментальность, так поврежденную за последние 20 лет. Проснутся глубинные силы, народ в массе своей потянется к Богу и одновременно поймет, что  без социальной солидарности и социальной справедливости жить нельзя. И тогда идеи, высказанные в этой книге, в одночасье станут  для нашего народа путеводной звездой.

И тогда Миссия России будет явлена всем людям. И мы станем солью земли и светом мира.

Тип публикации: Статьи
Тема