Телевидение — тот самый лжепророк из Апокалипсиса?

Известный церковный деятель Cергей Чапнин на Богословской Конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви», состоявшейся в ноябре 2005 года, сделал интересный доклад, озаглавленный «Христианская эсхатология в зеркале СМИ: мифы и катастрофы как информационный повод». В докладе Сергей Чапнин, задается вопросом: «…Станут ли СМИ квазирелигией? Сила и притягательность образов, созданных телевидением такова, — замечает далее Чапнин, — что некоторые исследователи предполагают, будто телевидение выполняет те функции, которые раньше принадлежали религии…»

Очень редко можно встретить в докладах высокопоставленных лиц Церкви вот такого рода открытые и откровенные сообщения: «…Мы много и вполне убедительно говорим о культурообразующей роли Православия в истории России. Сегодня следует честно признать, что культурообразующая роль перешла к телевидению. Если на церковно-практическом уровне это находит некоторое отражение, то богословы все еще хранят полное молчание. Богословы игнорируют телевидение, хотя весь культурный и нравственный контекст нашей жизни задается СМИ. Новую символическую и образную среду православное богословие не принимает всерьез. Действительно, телевидение не только бездуховно, но и крайне анти-интеллектуально, — рассуждает Сергей Чапнин. — Это особенно очевидно, когда возникает религиозно-нравственная проблематика. Тележурналисты, редакторы и режиссеры испытывают невероятные трудности с религиозным материалом. Этому есть некоторые объяснения. Слишком очевидно, что символическое пространство СМИ – это дешевая подделка. В нем Бог не только очевидно отсутствует, но и функционально перестает быть нужным. Современные средства массовой информации могут оказывать воздействие на религию, не только в рамках собственно религиозных проблем, но и намного шире, — в перспективе мировоззренческого выбора, в образе восприятия социальной действительности, без которой вера не может быть понята и испытана…». (Читать доклад)

Невозможно не согласиться с Сергеем Чапниным: «Богословы игнорируют телевидение, хотя весь… нравственный контекст нашей жизни задается СМИ». Но «задавать нравственный контекст жизни» — это, на наш взгляд, выполнять роль пророка или лживого пророка, если иметь ввиду подавляющую часть современного телевидения. Так проступают ли в современном телевидении черты лжепророка?

Cвященник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря, отвечая на вопрос «грех ли смотреть телевизор?», пишет: «Почему же телевизор обрел над нами такую власть? Почему родители, которые боятся оставить сына-подростка одного в доме, опасаясь, что он включит телевизор и наглотается непристойностей, не хотят от него избавиться? Что привязывает к нему людей, у которых совсем не хватает времени выполнять многие серьезные обязанности? Какая сила притягивает пожилых людей с расшатанной нервной системой смотреть передачи о насилиях, жестокостях, уголовных преступлениях, а потом пить удвоенную порцию лекарства, чтобы как-нибудь провести ночь? То, что хотят представить как гипнотическое воздействие телевизора, есть результат особой активности демонических сил. Многолетний хранитель Иверской мироточивой иконы Иосиф Муньос Кортес, человек высокой праведной жизни, в беседе со священником Павлом Ивашевичем в Монреале 24 ноября 1992 г. сказал: «Меня также критикуют за то, что я не хочу участвовать в телевизионных передачах с иконой, а ведь телевизор — это диавольская вещь, которая меняет христианскую культуру на наших глазах. Не о телевидении ли говорил преп. Нил Мироточивый, подвизавшийся на Святой горе, в своих пророчествах? Да, он говорил о том, что диавол сделает свою коробку, и его поклонники будут поклоняться ему вокруг нее, и что рога диавола будут на крышах всех домов. Многие большие американские телевизионные компании мне предлагали невероятное количество денег за 15 минут передачи. Но мне кажется, что участвовать в таких передачах — это было бы то же самое, что продать Христа, предать Божию Матерь». (Читать ответ полностью)

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий говорит о телевидении: «…Не оно само, как изобретение, виновато. Оно могло бы послужить просвещению народа, а не быть оружием массового поражения душ человеческих. Телевидение так же, как и другие открытия, например, в области ядерной физики, явственно показывает, какую опасность для человека может представлять знание при отсутствии нравственности. Оно подводит человека к физическому и духовному самоубийству. Чудо телевидения в том, что оно фокусирует народ в одну массу, и беда будет, если это будет зараженная грехом толпа. После чего ее можно гнать куда угодно, как скот, в том числе и на собственную погибель». (Читать выступление)

Очень глубокую и на наш взгляд верную мысль по вопросу «что такое современное телевидение» высказал декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Виталий Третьяковй в докладе на XI Международных Лихачевских чтениях: «Что представляет собой современное телевидение, если взглянуть на него через призму парадигмы различий между единобожием и политеизмом, язычеством или атеизмом и христианством? Я утверждаю, что современное телевидение (во всех своих проявлениях и ответвлениях, включая интернет-телевидение и пр.), став главным квазирелигиозным институтом Запада, приобрело все черты (а с 1970-х гг. — и качества) язычества. Доказательств тому — множество». (Читать доклад на сайте «Площадь Д.С. Лихачева»)

Хотя Третьяков ведет речь о западном телевидении, но ни для кого не является секретом то, что с начала девяностых годов ушедшего века западное телевидение стало неоязыческим храмом и в восточной части христианской цивилизации… Телевидение сегодня по факту — языческий храм. Нередко от верующих можно услышать такого рода признание: «Да я ничего не смотрю по телевизору, только новости». Что касается новостей, то сразу же вспоминаются пророческие слова преподобного Лаврентия Черниговского: «в новостях он и явится». То есть через новости соблазнятся многие. Интересно, что работники ТВ и радио не скрывают «творческого» отношения к новостям: «мы делаем новости», — открыто предупреждают они. Довольно часто приходится встречаться с таким мнением: ну что вы все телевидение, телевидение… вот интернет — это да, страшная штука, помойка… Что здесь можно сказать. Да, действительно, в Сети очень много безобразного, недопустимого, антихристианского, но — не более, чем в жизни. Интернет, на наш взгляд, — это информационная тень, информационное эхо, информационный отсвет, информационное отражение мира: есть в мире разврат — есть в Сети, имеет место разбой — имеется он и в сети, в мире есть православные храмы — представлены они, худо-бедно, и в сетевом отражении мира, в конце концов, есть в реальной жизни телевидение — лезет и оно в Сеть. Сеть — это новые «римские дороги» мира, через которые во весь опор мчатся новости со всех концов света от непосредственных свидетелей… Но телевидение — это совершенно другое, и Виталий Третьяков, думается, абсолютно прав, называя телевидение языческой религией. Язычество посредством этого технического изобретения стремительно возродилось в христианском мире и почти полностью вернуло утерянные в течении двух тысяч лет позиции. Стоило языческому храму принять современные формы посредством использования информационных технологий, технических изобретений — и мы не узнали его. Язычество обвело нас вокруг пальца. Современные жрецы — телеведущие, различного рода кумиры (так называемые звезды), режиссеры и постановщики разнообразных передач из цикла «народу (языку) нравится» — устраивают духовный мир огромной части человечества на свой вкус и лад. Доступа на «кухню», где они готовят такого рода блюда, непосвященным нет. Сегодня ведутся разговоры о том, чтобы взять под контроль общества хотя бы общественное телевидение. Но это — капля в море телевизионного язычества. Ситуация парадоксальная. Если, скажем, персонал работников детских учреждений периодически проходит медицинское обследование во избежание заражения детей, то здесь, на телевидении, где духовные болезни телевизионных жрецов могут привести к гораздо худшим последствиям, цена которым «смерть вторая», никаких «санпропускников» нет. Что за «блюда» готовят «повара» с телевидения, каковы духовные последствия их «поедания», почему эти жрецы действуют «как власть имеющие», кто им дал такую власть над душами людскими? Действительно, кто или что? Жажда людская греха и порока?…

Не удивляет то, что на телевидении с распростертыми объятиями встречают священников: телевизионные жрецы нового (по форме) язычества рады прикрыть свою антихристианскую сущность священническими одеждами… Результат же священнической проповеди с телеэкрана, на наш взгляд, близок к нулю: достаточно слабого нажатия пальца «потребителя религиозных услуг» — и круговерть телевизионного мира вновь закрутит его в океане язычества.

Пожалуй, можно согласиться с автором статьи «Отказ от телевидения» протоиереем Владимиром Переслегиным, что телевидение можно использовать лишь с одной целью: «бить врага» «его собственным оружием, на его территории». Действительно, ситуация удивительная: Виталий Третьяков, человек далекий от богословия, говорит о возрожденном язычестве, устраивающим языческие мистерии в телевизионном храме, а богословы, по слову Сергея Чапнина, «хранят полное молчание» , «ломая» друг другу «ребра» в вопросах языкознания…

Телевидение вихрем ворвалось в повседневную жизнь современного человечества. Поначалу оно представлялось окном во внешний мир, но сегодня многим совершенно очевидно то, что оно претендует на роль «нового Моисея», предлагая человечеству информационные скрижали подозрительного «завета» с неведомой темной силой… Все, что происходит в мире, должно получить «благословение» этого нового «пророка». Никакое событие не может считаться реальным, если оно не отображено телевидением. Глобализация на американский манер — это «королевство кривых зеркал», формирующееся под воздействием сотен «кривых зеркал» — современных телекомпаний. Основой своей деятельности служители телевизионного культа считают творческое озарение и народную жажду зрелищ. Но что такое творческое озарение без Бога? Каковы его истоки? Чей дух питает его? Мы видим, что посредством телевизионных передач, фильмов, новостей в мир пришло множество лжепророков, лжепомазанников, и телевидение стало не только универсальным храмом обновленного язычества, но и «амвоном» «духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Поразительно, но попыток углубленного богословского осмысления, что есть современное телевидение, практически нет, за исключением работы священника Андрея Горбунова «Икона зверя», в которой он называет электронные СМИ «апокалиптическим лжепророком и зверем из земли». С чем это связано? Неужели современное богословие ничего не может сказать по этому вопросу, кроме повторения известных слов «лжепророк будет оруженосцем антихриста»? И как отсюда вывести то, что «зверь из земли», то есть лжепророк, – это непременно человеческая личность, а не «четвертая власть»? Где в Писании говорится об этом? Если о том, что антихрист будет человеком, говорится в нескольких местах Писания, то о лжепророке такого нет. Попробуем разобраться.

С кем непосредственно ассоциируется антихрист? Это известно: со «зверем из бездны», «зверем из моря», «малым рогом» которого он является. Но «зверь» Писания – это государство монархического типа, в переводе на современный политический язык – президентская республика. Соответственно, когда речь идет о «звере из земли», то речь идет о самом институте власти, в данном случае духовной, держащей под своим «скипетром» духовный мир большей части современного человечества. Поскольку нигде в Писании нет свидетельств того, что «зверь из земли», то есть лжепророк, будет человеком, то и не нужно делать богословских натяжек относительно этого. Но Христос совершенно четко говорит о том, что в последнее время «восстанут лжепророки». Таким идеальным «амвоном» для выступлений лжепророков и является современное телевидение. Неверно, на наш взгляд, называть телевидение «электронным лжепророком». Слово «электронный» здесь явно лишнее, поскольку намекает на то, что будет еще какой-то не «электронный» лжепророк. Суть современного телевидения – претензия на то, чтобы стать духовным поводырем человечества. Такого рода существо из разряда левиафанов Томаса Гоббса может иметь только одно имя: лжепророк. Не замечать этого совершенно невозможно. Нетрудно догадаться, что служителям телевизионного культа выгодно распространение страшилок относительно интернета: что, мол, телевидение, вы посмотрите, какой помойкой является сеть… Действительно, в сети можно воочию увидеть и услышать, как смердит море мира, забывшего Бога. Но кто в последнее время более других постарался на этом поприще? Повторим, интернет – это всего лишь отражение, тень, слепок, информационное эхо мира. Глобальная сеть — это информационные римские дороги современного человечества, где человек, как и на обыкновенных дорогах, может повстречаться с разбойниками, соблазнами, потерять путеводную нить… Совсем другое дело телевидение: оно активно, целеустремленно, организованно, профессионально формирует новую духовную среду человечества. Именно оно сегодня имеет доступ к человеку с пеленок, и лишь по мере взросления у человека появляется возможность самостоятельного выхода в сеть, где он зачастую демонстрирует плоды телевизионного воспитания. Да, римские дороги строятся для обеспечения стратегических целей нового языческого Рима, по этим дорогам частенько перемещаются его идолы. Но это не храм: универсальным храмом нового язычества является современное телевидение, на котором Иисуса Христа, как правило, пытаются представить как одного из многочисленных языческих богов.

Отвергая обвинение в луддизме, особо отметим слова Владыки Димитрия:  «Не оно само, как изобретение, виновато». Действительно, нож может быть и оружием убийства, и орудием труда, и орудием спасения человека в руках хирурга. Все зависит от того, кто владеет им, какие нравственные, духовные опоры заложены в его душу, какова степень душевного здравия человека. Какой руководитель допустит к управлению железнодорожным составом человека слепого, глухого, с высоким кровяным давлением? Ситуация с телевидением чудовищна: в духовные поводыри человечества допускаются люди, зачастую не имеющие ни малейших представлений о духовности, имеющие тяжелые нравственные пороки, а порою и открыто их демонстрирующие и пропагандирующие.  Это явный признак кончины века и близости второго Пришествия Христа.

Тип публикации: Статьи
Тема