Почему сейчас мало православных общин, артелей?

 

Были бы братья, будет и братство.

Потому что я видел истину, я видел и знаю,

что люди могут быть прекрасны и счастливы,

не потеряв способности жить на земле.

Я не хочу и не могу верить,

чтобы зло было нормальным состоянием людей

Если только все захотят, то сейчас все устроится.

Ф.М.Достоевский

Часто, очень часто в рассуждениях о нашей действительности, о наших реалиях мы говорим, что надо бы нам , всем людям, особенно христианам объединиться для борьбы с несправедливостью и злом разлившемуся вокруг, объединиться для каких-то конкретных дел, или вообще объединиться для совместной жизни или работы. Но тут же видим, что общин, братств, артелей в реальной жизни нет. Их нет и не понятно почему? Ниже перечисляются возможные причины этого факта. Мало общин, братств, артелей. Почему?

  1. Мало артелей, потому что мало потенциальных артельщиков. Ведь в основе объединения в артели или общины должно лежать стремление к единству, а его-то (единства) нет, и даже стремления к этому нет. А без Христа нет возможности единения, а вера в Христа у русских ослабла (слава Богу, не погибла), и это факт.

  2. Потому что в миру развивается индивидуализм. Индивидуалисты и коллективисты. Сейчас вокруг больше индивидуалистов и их активно воспитывают. Раньше было не так, коллективистов было больше. Почему все вокруг стали индивидуалистами, или даже хищниками? Мало веры!? Или потому что работает либеральная пропаганда? А я сам-то индивидуалист или нет? Вопрос…..Да, скорее я индивидуалист, или лучше сказать эгоист. Нет во мне смирения, всегда полагаюсь на себя, думаю о себе. Понимаю, что надо не так, надо поставить себя ниже всех, что надо с быть Богом, а потом с людьми. Но не могу, нет сил. Мало веры, и при этом вокруг общество воспитывает «бери от жизни всё!». Как тут стать коллективистом?

  3. Потому что спасаться индивидуально привычнее. Пускай общество будет само по себе, а я сам по себе. Так проще?! Надежды на исправление общества нет?! Пускай каждый сам по себе борется, какое мне дело до другого. И надо ли исправлять общество, которое катиться в бездну? С одной стороны, правильно — начинать надо с себя, но окружающие…., им надо же помогать, или с другими (всегда неидеальными) людьми надо же объединяться для борьбы со злом? По мне ответ- надо, для других не знаю…..

  4. Потому что многие выбирают малый круг, спасаются в семье. Наверное, мало в тебе любви?! На всех не хватает?! Эти 3-6 человек- свои, на них распространяется любовь, остальные что? Чужие? Если чужие, то тогда, верно, с ними надо вести борьбу. Хотя, может быть, хорошо, что хотя бы на семейных распространяется любовь…….

  5. Потому что часто у нас развивается духовный сибаритизм. Ведь твой закрытый мир уютен и мирен, а в коллективе ты на ладони, тебя могут побеспокоить, даже раскусить. Ведь в коллективе твой внутренний мир будет обязательно раскрыт. Опасно?! К тому же это крайне неудобно для наслаждения. Сяду я у камина, накину плед, возьму книжку Ильина или кого-то из Святых Отцов и с кофе почитаю….

  6. Потому что сложно на практике, в реальном режиме перейти к делам. Действительно, сложно перейти от слов к делу, это просто многим не под силу. Все знают: Не делай добра — не получишь зла. А в целом, опасно что-то делать, ведь: не поймут, потому что это противоречит сложившейся практике; не поддержат, потому что твои дела выявляют неправедность дел других; будут противодействовать, потому что ты становишься идеологическим врагом сильных мира сего. Так что, не переходим к делам, потому что сложно, тяжело, неподъемно.

  7. Потому что корысть стала привычна, а о любви забыли. Корысть, закон, любовь — три стимула к действию, так писал Неплюев Н.Н. Выбери , что тебе ближе? Чаще люди выбирают корысть, мол: Как же я буду жить? На что существовать? Ведь все так живут!? Так привычно. А в братстве наоборот, главное — любовь, о корысти надо забыть, а это, по крайней мере, непривычно. А, по большому счету, нельзя действовать и по корысти и по любви одновременно, надо выбирать…. и мы обычно выбираем……………. корысть, хотя надо любовь!

  8. Потому что верующий нужен «больному» миру. Может быть, поэтому-то потенциальные братья (артельщики) распылены по обществу, т.к. они выполняют для общества функцию «бактерицидной лампы». Может быть, это такой замысел, и они не должны объединяться. Может быть, они должны не собираться а, наоборот, максимально распыляться, чтобы максимально оздоровить общество. Так ли это? Может быть… Не знаю. Для меня этот вопрос открытый.

Выше перечислены , с моей точки зрения, основные причины малого количества общин и артелей, и этих причин немало, и возникает тогда вопрос: Так надо же нам стремиться к объединению в общины (братства, артели) или нет? По мне- да!

По моему, надо надеяться, что «…………..спасет Бог людей своих, ибо велика Россия смирением своим. Мечтаю видеть и как бы уже вижу ясно наше грядущее: ибо будет так, что даже самый развращенный богач наш кончит тем, что устыдится богатства своего пред бедным, а бедный, видя смирение сие, поймет и уступит ему с радостью, и лаской ответит на благолепный стыд его. Верьте, что кончится сим: на то идет. Лишь в человеческом духовном достоинстве равенство, и сие поймут лишь у нас.»

И будет как сказано:

«……И почему я не могу быть слугою слуге моему и так, чтобы он даже видел это, и уж безо всякой гордости с моей стороны, а с его — неверия? Почему не быть слуге моему как бы мне родным, так что приму его наконец в семью свою и возрадуюсь сему? Даже и теперь еще это так исполнимо, но послужит основанием к будущему уже великолепному единению людей, когда не слуг будет искать себе человек и не в слуг пожелает обращать себе подобных людей, как ныне, а, напротив, изо всех сил пожелает стать сам всем слугой по Евангелию. И неужели сие мечта, чтобы под конец человек находил свои радости лишь в подвигах просвещения и милосердия, а не в радостях жестоких, как ныне, — в объядении, блуде, чванстве, хвастовстве и завистливом превышении одного над другим? Твердо верую, что нет и что время близко. Смеются и спрашивают: когда же сие время наступит и похоже ли на то, что наступит? Я же мыслю, что мы со Христом это великое дело решим. И сколько же было идей на земле, в истории человеческой, которые даже за десять лет немыслимы были и которые вдруг появлялись, когда приходил для них таинственный срок их, и проносились по всей земле? Так и у нас будет, и воссияет миру народ наш, и скажут все люди: «Камень, который отвергли зиждущие, стал главою угла».

Ведь:

«……Были бы братья, будет и братство, а раньше братства никогда не разделятся. Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру… Бу́ди, бу́ди!»

Баринов А.В. 28 марта 2017г.

Все цитаты в статье взяты из поучений старца Зосимы, «Братья Карамазовы», Ф.М.Достоевский.

В эпиграфе из «Братья Карамазовы» и «Сон смешного человека» Ф.М.Достоевский.

Тип публикации: Статьи
Тема