Основные свойства нашего трёхсоставного существа, состоящего из духа, души и тела, и влияние тварного мира на дух, душу и тело

Возвестителю пути спасительного,

исповедниче и архипастырю Крымския земли,

истинный хранителю отеческих преданий,

столпе непоколебимый, Православия наставниче,

врачу богомудрый, святителю Луко,

Христа Спаса непрестанно моли

веру непоколебиму православным даровати

и спасение, и велию милость.

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

 

Представим основные свойства трёхсоставного человеческого существа, основываясь на замечательном труде святителя Луки (Войно-Ясенецкого) “Дух, душа и тело”. Затем, опираясь на эти свойства, рассмотрим влияние внешних условий тварного мира на человека.

 

Дух

Дух, данный Богом человеку, находится в тварном и сверхъестественном мирах. Дух человека автономен, с одной стороны, в тварном существе – человеке, а с другой стороны, он свободен от него и также автономен в сверхъестественном мире; но, как и всё, он контролируется, фиксируется в памяти нетварных Божественных энергий. Дух даёт жизнь всем частям (клеткам) тела – оживляет его.

«Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин. 6, 63). Святитель Лука раскрывает свойства духа так: «Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность». «Что дух может иметь существование отдельно от души и тела, доказывается также передачей по наследству духовных свойств родителей детям. Я говорю о наследственности именно духовных свойств, а не душевных, как обыкновенно говорят, потому что наследуются только основные черты характера, их нравственное направление, склонность к добру или злу, высшие способности ума, чувства и воли, но никогда не наследуются воспоминания о жизни родителей, их чувственные или органические восприятия, их частные мысли и чувства. Это свидетельствует о разделении духа от души и тела.

Факты наследственности духа известны и несомненны» [1].

Согласно святителю Луке, степень духовности в людях различная: «Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2:14). Есть, как мы говорили, люди — скоты, люди – трава, есть и люди — ангелы…» [1].

 

Душа

Душа есть «совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: «Эти люди душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19)» [1].

Душа, «в простейшем её виде, у животных – это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических, чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. …По мере повышения по лествице существ растёт и их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства».

«У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в её деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами Святого Духа…» [1].

 

Сознание

Бытие определяет сознание, но бытие нужно понимать не в ограниченном материалистическом смысле. Чтобы представить, что такое сознание, «мы должны разделить его на акты, состояния и объём сознания» [1].

Согласно святителю Луке, акты сознания – это мысли, волевые акции, постоянные напряжения воли в потоке жизни, направленные на достижение основных планов и целей, страсти – страх, ярость, тихая, лишённая страсти любовь, глубокая постоянная преданность Богу, всю жизнь направляющая. Акты сознания вызываются: воспоминаниями; огорчениями; ощущениями нашего тела; восприятиями из высшего духовного мира; воздействия нашего духа.

«Акты сознания не бывают изолированными, мысль всегда сопровождается чувством, чувства и воля мыслью…; акты воли всегда связаны с чувством и мыслями; комплекс этих одновременно протекающих актов сознания определяет состояние сознания.

Богатством, разнообразием и глубиной актов и состояний сознания определяется объём сознания, также постоянно изменяющийся, обычно в сторону увеличения. В актах и состояниях сознания всегда участвует дух наш, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растёт и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний» [1].

 

Взаимодействие духа, души и тела

«Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Всё то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатливаются, его формируют, в нём сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла. Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов нашего тела, нужны только для формирования духа и прекращаются, когда формирование закончено, или вполне определилось его направление» [1].

«В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т.е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия). Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа» [1], которые фиксируются нетварными Божественными энергиями и остаются в их «памяти».

«Сознание своей личности складывается у человека из органических ощущений, получаемых от своего тела, из восприятий, получаемых его органами чувств, из всей совокупности воспоминаний, из понимания своего духа, характера, настроений.

Где же складывается из этих элементов самосознание, кто субъект его? Не ум, как обычно думают, а дух. Ибо ум – только часть духа, а не весь дух. …Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией (действие нетварных Божественных энергий, А.К.) познаём мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога» [1]. Дух наш объемлется, контролируется, фиксируется нетварными Божественными энергиями.

 

Влияние высшего духовного мира на дух, душу и тело человека

«Определяя выше, чем вызываются акты сознания, мы говорили о восприятиях из высшего духовного мира. При этом мы имеем в виду воздействия на дух человеческий Духа Божия и духа сатаны. Влияние этого духа, враждебного духу Божиему, на сердца человеческие огромно. «… св. апостол Иоанн Богослов прямо говорит о духе антихриста (1 Ин., 4:2-8)» [1].

Откуда и как родился дух сатаны? «Гордость – антитеза смирения, злоба и ненависть антитеза любви, богохульство – антитеза любви к Богу, самолюбие и корыстолюбие – антитеза любви к людям. Отрицательное возникает при потере положительного и неуклонно развивается…Дух сатаны родился при потере любви к Богу.

Дух Божий и дух сатаны действуют повсюду и на всё живое… Люди, сродные по духу сатане, воспринимают дух его, неуклонно развиваются в нём…

Люди, по духу сродные Богу Любви, воспринимают Духа Святого и неуклонно совершенствуются в добре и любви» [1].

 

Влияние внешних условий тварного мира на душу человека и на взаимодействие души и духа

Возникает вопрос, как дух, дарованный человеку Богом, может в процессе развития трёхчастного человеческого существа (духа, души и тела) стать духом, сходным духу сатаны, воспринимая его, неуклонно развиваясь в нём? Человек, с одной стороны, зависит от окружающего тварного мира, с другой стороны, душа его нераздельно соединена в единую сущность с его духом, который, направляя развитие души, сам изменяется от действия сознания, его актов и состояний. Душа человека активно участвует в росте и развитии духа. При этом она зависит от организации человеческого общества. Будучи совокупностью всех наших впечатлений, всех восприятий внешнего мира, душа стремится к удовлетворению требований плоти. Дух же стремится к удовлетворению высших потребностей – вознести сердце наше к престолуВсевышнего.

Таким образом, находясь в нераздельном соединении с духом, душа противится ему, а дух противится плотским устремлениям души. Эту борьбу переживают люди духовные и все святые, и борьба эта для многих очень тяжёлая и жестокая. Если человек стремится к удовлетворению желаний низшего порядка, наслаждениям плоти, то ему чужды стремления к высшему блаженству, которое даёт стремление духа нашего к Богу. Такого человека можно назвать душевным. Эти люди не знают Бога, они живут тем, к чему стремится их внешний, их душевный человек.

Согласно святителю Луке, духовные свойства родителей передаются их детям по наследству. Среди этих свойств — основные черты характера, их нравственное направление, склонность к добру и злу, высшие способности ума, чувств и воли. Различие между людьми в перечисленных свойствах указывает на то, что люди одарены духом в различной степени. Можно сказать, что каждый человек имеет свою величину «силы духа». Различные люди по-разному противостоят устремлениям своей души. В процессе взаимодействия души и духа формируется направленность человека к добру или злу.

Когда человеческое общество в своей трудовой и культурной деятельности исповедует Христа и следует Заповедям Божиим, воспитание души, душевная деятельность направлены к деланию добра, и, значит, совпадают с стремлением духа к удовлетворению высших потребностей, к служению Богу.

Если же человеческое общество в своей жизнедеятельности отрицает Заповеди Божии, или в условиях этого сообщества они невыполнимы, то такое общество будет управляемо врагом рода человеческого и Бога – сатаной. Контролировать развитие нравственного состояния людей в таком обществе будет лукавый, и формирование души человека и её развитие будет направлено на удовлетворение низших потребностей плоти и производство зла. В этом случае душа противостоит духу и, в зависимости от силы духа, может подавить любое стремление к добру. Не всякий человек может противостоять влиянию такого общества, а только высокодуховный. Спасается в таком обществе малое число высокодуховных людей. Идея личного спасения, распространённая в настоящее время в РПЦ, c учётом современного духовно-нравственного состояния российского общества, предполагает спасение только высокодуховных людей. Христос же ради спасения одной заблудшей овцы благословлял оставить 99 незаблудших.

 

Дух и душа народа

Человек живёт в государстве (и в обществе). Человек — существо общественное, и поэтому можно сказать, что существуют душа и дух народа, как большой группы людей, характеризующихся общностью религии, культуры, языка, своей истории. На душу народа действуют окружающие социальные условия, которые влияют и на его дух. Дух человека и дух народа бессмертны и наследуются в последующих поколениях. Дух народный – дух нации. Национальности отличаются не только языком, цветом кожи и волос, но самым главным – духом своим. Народный дух определяет поведение и положение народа в многонациональном мире. Стремление народа к Богу приводит к тому, что духом нации становится Дух Божий. Примером такого стремления могут служить идеалы Святой Руси, воплощённые в русских святых – подвижниках веры и благочестия.

Национальность исчезает с потерей общего национального духа. Поэтому глобализация направлена прежде всего на подавление национального духа. С потерей национального духа гибнет нация и народ «растворяется» среди других наций.

 

Литература

  1. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Дух, душа и тело: избранные поучения. М.: ДАРЪ, 2016, 320 с.
Тип публикации: Статьи
Тема