О людях забыли!

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(русская народная поговорка).

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец:

ибо не любящий брата своего, которого видит,

 как может любить Бога, Которого не видит?

(1 Ин. 4:20)

Постановка вопроса.

Часто мы в жизни сталкиваемся с «православной шизофренией». Рассуждая об истинности христианства, о необходимости жить по Евангелию, люди православные придя на работу,  забывают о христианских принципах.  Они начинают  действовать по законам капиталистической экономики, т.е. эксплуатируя, конкурируя, несправедливо перераспределяя, в общем, ища наживы и  не любя окружающих. В чем же конкретно эта «шизофрения» проявляется? И, главное, как её  рассмотреть и избежать? Ниже рассмотрю три документа, из которых можно определить  «где сердце твоё?».

Смета.

Смета состоит из двух частей: работы и материалы.

Цена работ. Часто заказчик очень жестко торгуется в части расходов на работы, пользуясь конкуренцией и бедственным положением трудящихся бригад. Заказчик пытается купить работу на уровне как можно ниже, на уровне себестоимости, обосновывая наличием на рынке «узбекских» цен. Хотя в нашей небольшой компании (мы занимаемся строительством коттеджей) мы точно знаем, что  наши расценки справедливые, т.е. работая по данным расценкам мы обеспечиваем заработок  сотрудников в 50-60 т.р. на руки в месяц/нормальные бытовые условия (проживание, питание, проезд),/ минимальный соц.пакет (бюллетень, выходные, отпуск),/ минимальные налоги на з/п и налог на прибыль. Баснословных прибылей при наших расценках нет, хватает только на вышеуказанные расходы, именно  поэтому мы считаем, что наши расценки справедливые.  Если же мы снижаем расценки, то сразу же денег не хватает: на социалку, налоги, нормальные з/п и бытовые условия. Заказчик об этом никогда не думает, он говорит: а) «не хочешь работать по моим расценкам — я возьму других» и б) «с  твоими расценками я по миру пойду! Бюджет то у меня не резиновый». Это постоянная практика.

Стоимость материалов. В части же материалов заказчик менее склонен к экономии. Как же экономить на м2, сотках, гектарах, этажах, торговый марках материалов? …. Ни за что! Гектаров (соток) побольше, м2 побольше, материал получше и т.д. и т.п. На з/п рабочих экономим, а на материалах нет! А ведь, немного, совсем немного, сэкономь на материалах, на м2 и  сотках и ты получишь такую экономию, которая позволит платить не только справедливую цену но даже и премии рабочим. Простая мысль, но , как мне кажется, это то и  хорошо что она простая.

Вывод: Плати рабочим за работу справедливую цену. Если не хватает бюджета — экономь на материалах (по количеству и качеству), на людях  же не экономь.

 

Бюджет доходов и расходов. БДР.

Та же ситуация. Фонд оплаты труда (ФОТ) занимает значительную часть бюджета расходов, это факт,  и поэтому возникает соблазн его сократить до уровня себестоимости, что капиталист обязательно будет делать. Собственник говорит: а) «не устраивает работа, уходи — я найду другого» б) « я тебя, дармоеда, кормлю, а ты еще и не недоволен». При этом если у фирмы появляются деньги, то по максимуму они тратятся на закупку новых площадей и оборудования, на расходы собственникам и пр. и по минимуму на трудящихся.

Как же надо поступать? Как и в случае со сметой, плати справедливую з/п сотрудникам. Если не хватает, то плати небольшую з/п, но от прибыли хорошую премию. Если это невозможно, то организуй производственный кооператив, что автоматически приводит к справедливому распределению полученной прибыли и вообще кардинально изменяет труд в фирме. Кооператив допускает трудящегося к реальному управлению , делает его хозяином фирмы.  Отмечу здесь, что  кооператив, в принципе, снимает основное противоречие капитализма между общественной формой производства и частной формой присвоения и , в принципе, не допускает эксплуатацию человека человеком. Производственный кооператив (артель) – это совсем иная, справедливая форма  хозяйствования, понятная всем русским людям!

Вывод. Плати сотрудникам справедливую з/п,  если не хватает текущих средств — плати хорошую премию с полученной прибыли. Организовывай производственные кооперативы (артели).

 

План инвестиций.

Как и в ситуации со сметой при реализации проектов  много средств уходит на покупку земли, коммуникаций, зданий, оборудования и т.д. и т.п. и почти никогда не встретишь инвестиций в людей. Инвестор говорит : а)« так я дам им денег, а они разбегутся…. лучше я наберу из того, что есть вокруг» б) « с такими тратами я по миру пойду, бюджет то не резиновый». Это обычные рассуждения капиталиста.

А какие же, в принципе,  могут быть инвестиции в людей. Перечислю:

  • Подъемные. Для набора людей в коллектив должно быть не жалко денег на переезд. Пусть из 3-4 останется один, но это наверняка будет хороший сотрудник. Пусть после переезда у сотрудника останется немного денег, он будет весьма благодарен вам за это.
  • Обучение. Пусть также  из 3-4 обученных останется 1, но это будет хороший сотрудник, да и выбывшие будут благодарны тебе за обучение.
  • Проживание. Построй дома, квартиры для сотрудников. Сдавай им бесплатно это жилье, а наилучшим сотрудникам — подари это жилье. В случае аренды ты ничем не рискуешь, жилье остается за фирмой, а твои  сотрудники будут тебе очень благодарны за предоставление бесплатного жилья.
  • Объекты социального обеспечения. Создай детсады, школы, парки, бесплатные столовые  и пр.объекты социальной сферы для своих сотрудников. Думаю, такие инвестиции с лихвой «окупятся» для инвестора.

Наверное, можно придумать еще пункты инвестиций,  но, как мне кажется, и вышеуказанных достаточно. Если посмотреть на деятельность Крестовоздвиженского братства Н.Н.Неплюева, то можно увидеть, что Неплюев так и поступал, инвестировал в людей, строил и организовывал школы, строил дома для братчиков, организовывал  объекты соц.назначения. И нам так делать надо! А по поводу того, что бюджет не «резиновый», то тот же совет – сэкономь на земле ( удаленность от города, сотки, гектары и пр.),  на зданиях ( их количество, отделка, материал постройки), на оборудовании ( покупка оборудования б/у  или других марок). Этой экономии с лихвой хватит на подъемные, обучение, строительства жилья.

Вывод. Планируй достаточные инвестиции в людей (обучение, подъемные, строительства жилья и объектов соц.обеспечения). Если не хватает бюджета — экономь на прочих статьях, на людях не экономь.

 

Любовь к людям — это «лакмусовая бумажка» любви к Богу. Возьмем эту «лакмусовую бумажку» и опустим её в смету, бюджет доходов и расходов, план инвестиций, а потом посмотрим, что она покажет: любовь или нелюбовь к окружающим?

Не примите критику на свой счет, вся вышеуказанная критика относится только ко мне, я просто поделился своими мыслями насчет этого. А  сам же я постараюсь впредь при создании указанных документов (смет, БДР, инвестиционных планов) поступать так, как написал выше.

 

Тип публикации: Статьи
Тема