Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2:13)

Недавно ознакомился с апокрифической «Третьей книгой Ездры», которая согласно Википедии вплоть до 1979 года входила в состав католической Библии «Вульгаты». Она, являясь ветхозаветным апокалипсисом», во многом сходна с новозаветным апокалипсисом «Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис».

(Кстати слово «апокалипсис» по гречески означает «раскрытие», «откровение» о том, что было раньше неизвестным и не могло быть известным до этого откровения).

Сразу предупрежу читателей, что никого концом света пугать не собираюсь, а хочу поделиться другой, тронувшей меня темой – темой духовного воспитания человека.

Если говорить кратко, то основное содержание «Третьей книги Ездры» — это описание процесса постепенного, пошагового просвещения ветхозаветного пророка Ездры архангелом Уриилом (переводится как «свет Божий» — «просвещение Божие»). Это меня приятно удивило. Ведь именно так: постепенно, с осмыслением, закреплением и принятием уже за свое собственное мнение (на что требуется определенное время) и идет процесс формирования любого знания. Интересно, что в этом пошаговом просвещении Ездры имеются и юмористические моменты, когда религиозное тщеславие и самомнение в непогрешимости избранного Богом иудейского народа, в лице его представителя упорно сопротивляется истине Божьей, преподаваемой ему архангелом просвещения, ища различные «логические» доводы и лазейки. Честно говоря, читая про этого горделивого, упертого и всячески изворачивающегося иудея, визуально представлял большинство наших современных православных невежественных ханжей, готовых разорвать в клочья любого, кто скажет хоть одно слово критики о нашем православии.

Напомню, что пророк Ездра жил во времена Вавилонского плена избранного Богом израильского народа (вавилонский плен с 598 по 539 год до н.э.). К тому периоду относится большинство иудейских пророков, в том числе и пророк Исайя. Но если последнему причина пленения божьего народа как кара Господня за отступление от истинности веры была открыта Богом еще до его свершения, то Ездре в момент нахождения иудейского народа в плену — ничего еще не было понятно. Поэтому повествование «Третьей книги Ездры» начинается с вопроса Ездры Богу (через архангела Уриила): «Почему? За что наказал Бог Свой избранный иудейский народ вавилонским пленом?» и представляет собой серию последовательных встреч-бесед Ездры и Уриила, а также пояснительных снов и соответствующих растолкований их смыла.

 

Кратко приведу лишь некоторые выдержки из текста «Книги», позволяющие понять процесс просвещения Ездры.

 

После нескольких ни к чему не приведших встреч — расспросов Ездры с архангелом Уриилом, он наконец спрашивает Бога: «Молю Тебя, Господи, да дастся мне смысл разумения. Не хотел я вопрошать Тебя о высшем, а о том, что ежедневно бывает у нас: почему Израиль предан на поругание язычникам? почему народ, который Ты возлюбил, отдан нечестивым племенам… что сделает Он (Бог) с именем Своим, которое наречено на нас (3 Езд. 4:22-25).

Как видим, в ход пошло даже шантажирование Бога тем, что иудеи носят Его имя, и если Он их накажет, то и имя Бога исчезнет с лица земли.

Даже после многочисленных разъяснений архангела Уриила, подкрепленными достаточно образными примерами, а также тем, что «душа Ездры приняла дух разумения» (3 Езд. 4:22-25), он все не мог смириться с Господом, что Его наказание иудейскому божьему народу обосновано, пытаясь убедить Его в обратном: «Господи, потому что для нас создал Ты век сей. О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда. И ныне, Господи, вот, эти народы, за ничто Тобою признанные, начали владычествовать над нами и пожирать нас. Мы же, народ Твой, который Ты назвал Твоим первенцем, единородным, возлюбленным Твоим, преданы в руки их. Если для нас создан век сей, то почему не получаем мы наследия с веком? И доколе это?» (3 Езд. 6:55-59).

Далее Бог через архангела Уриила продолжает просвещать и вразумлять Ездру, но принятие им той истины, что народ божий, тем более носящий Его имя, может быть наказан за неверность заповедям – идет очень туго. («Как же – мы же «самое правильное и самое славное» в мире иудейство!»)

Ездрой даже делается попытка надавить на жалость: «Ты воспитал его (народ Свой) Твоею правдою, научил его Твоему закону, наставил его Твоим разумом, и умертвишь его, как Твое творение, и опять оживишь, как Твое дело. Если Ты погубишь созданного с таким попечением, то по велению Твоему легко устроить, чтобы и сохранялось то, что было создано (3 Езд. 8:13-14) … Ибо мы и отцы наши такими болезнями страдаем; а Ты, ради нас — грешных, назовешься милосердым. Если Ты пожелаешь помиловать нас, то назовешься милосердым, потому что мы не имеем дел правды. Праведники же, у которых много дел приобретено, по собственным делам получат воздаяние. Что есть человек, чтобы Ты гневался на него, и род растленный, чтобы Ты столько огорчался им? Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы. В том-то и возвестится правда Твоя и благость Твоя, Господи, когда помилуешь тех, которые не имеют существа добрых дел» (3 Езд. 8:30-36).

Бог же через архангела Уриила отвечал Ездре: «Справедливо ты сказал нечто, и по словам твоим так и будет. Ибо истинно не помышляю Я о делах тех созданий, которые согрешили, прежде смерти, прежде суда, прежде погибели; но услаждаюсь подвигами (делами) праведных, и воспоминаю, как они странствовали, как спасались и старались заслужить награду» (3 Езд. 8:37-39).

И только к концу 9-ой главы «Книги» Ездра наконец смирился с Богом и признал, что «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Ик. 2:17), и такое бездельное верование в Бога достойно наказания Господня, в частности – достойно вавилонского языческого рабства. Вот, что он говорит: «Но отцы наши, приняв закон, не исполнили его и постановлений Твоих не сохранили, и хотя плод закона Твоего не погиб и не мог погибнуть, потому что был Твой, но принявшие закон погибли, не сохранив того, что в нем было посеяно» (3 Езд. 9:32-33).

 

Думается, что с нашим сегодняшним православным христианским мышлением – то же самое.

Мы православные христиане абсолютно уверены, что мы – самые правильные, самые славные, а также мы не менее твердо уверены в том, что обязательно спасемся (а вот например большевики- богоборцы – нет, ведь они в Бога не верят). А как же иначе, ведь мы носим Его имя (христиане от Христа), и «что плохого сделает Он с именем Своим, которое наречено на нас»? Для нас, для нас одних уже приготовлено Царство Небесное и вечная жизнь без всякого сомнения. А если не для нас, то для кого же еще, ведь никаких других кандидатов вокруг нету! Да, и к тому же мы точно знаем, что Ты Господи – милосердный и понимаешь, что мы люди – падшие грешники, не способные победить свои грехи. Потому-то и ходим каждое воскресение в церковь, чтобы батюшки прошали нам накопившиеся за неделю грехи, и так из месяца в месяц, из года в год – всю жизнь. Ведь «поистине нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы». Нам победить грехи своей алчности, лицемерия, лени, зависти, тщеславия не по силам – мы все тяжело патологически больны этими болезнями души. Лечение бессильно. И мы, как тяжело безнадежно больные, можем только помышлять о временном облегчении наших мук, которые дают нам наши батюшки. А Ты – Господи нас простишь мы знаем, ведь главная правда о тебе та, что Ты – есть Любовь, Ты – Боже милосердный!

Но такие рассуждения не представляют ничего, кроме сладкого самообмана. И пусть нас не утверждает в этой сладкой лжи – отсутствие сегодняшнего мгновенного наказания, расцениваемого нами как поощрение Божие.

Все гораздо проще. Просто Он сегодня не реагирует ни негативно, ни позитивно на наши хорошие дела и помыслы или их отсутствие. Он не реагирует «прежде суда», но будьте уверены – на Суде Он отреагирует адекватно. Чтобы более полно понять это, давайте вспомним два примера из Евангелия. Помните, когда блудницу Марию разгневанные горожане привели к Иисусу, чтобы Он вместе с ними побивал ее камнями, Он им ответил: «Кто без греха – бросьте в нее камень». После чего все разошлись, так и не решившись бросить в нее камни, а Мария, обличенная в грехе Христом, с того времени больше никогда прелюбодеянием не грешила. Другой пример – это пример с богатым юношей, который на предложение Христа раздать свое богатое имение бедным, не принял этого предложения, т.е. не захотел расстаться со своим грехом сребролюбия и корысти. Интересно, что в одном случае грешный человек «излечился» от греховной болезни за один сеанс на всю жизнь, а во второй – «не излечился», даже не смотря на то, что «врачевателем» был сам Бог, а не батюшки. Интересно также, что в обоих случаях Иисус – ни карал и ни вознаграждал этих людей за их решения, потому, что это было бы «прежде суда».

 

Но самый главный назидательный смысл всего процесса просвещения Ездры архангелом Уриилом заключается в том, что одной веры в Бога (и исполнения различных церковных обрядов и таинств) для спасения человека абсолютно не достаточно. Для этого нужны прежде всего добрые дела, добрые поступки, в числе которых бесповоротное преодоление в своем характере таких негативных проявлений, как жадность, корысть, леность, склонность ко лжи и лицемерию, зависть и ревность, желание славы, власти и возвышения в чем-либо над другими людьми. Но, это – только половина добрых дел, угодных Богу. Христос хочет также, чтобы люди боролись с такими негативными проявлениями людских характеров в человеческом обществе. Иначе, как вы можете прослыть например правдолюбцем, если даже осознавая то, что есть ложь, вы все равно продолжаете поддакивать лжецу, вместо его обличения?

В связи с этим вспоминаются наши социалистические времена. Тогда существовало воспитание вышеперечисленных положительных качеств характера человека на протяжении всей его жизни, начиная с семьи, детсада, школы и заканчивая взрослой жизнью в коллективе, в обществе. И это нравственное воспитание не противоречило, как сейчас, а находилось в полном соответствии с социально-экономической основой государства, опирающейся на общественную собственность и справедливое распределение доходов. И никакого оправдания отрицательных качеств характера: лени, лживости, трусости, жадности неискоренимостью и непобедимостью греха не было. Никто даже не помышлял о том, что эти нравственные «болезни» не излечимы, и что нам периодически нужны «врачеватели»-батюшки для очередного «снятия острых приступов»: корысти, жадности, лживости, лицемерия и лени. Нет! Уже, учась в школе, достаточно было один, ну максимум два раза например солгать, и на третий раз – все вокруг уже считали бы тебя лжецом. (И на примере новозаветной блудницы Марии мы понимаем, что это было правильно).

И в этом отношении советский социалистический период оказался во сто крат более плодотворным в отношении христовых добрых дел: как в воспитании положительных качеств характера советских людей и общества, так и в установлении, не противоречащего Христовой нравственной идеи, социалистического социально-экономического строя.

Поэтому, сегодняшним, пропитанным «христианским» высокомерием по отношению к «большевикам-богоборцам» православным патриотам и батюшкам не следует сильно обольщаться по поводу их уже абсолютно решенного спасения благодаря их бездельной веры в Бога. Увы, для спасения такая вера бесполезна. И здесь даже частые Евхаристические Трапезы не помогут, «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будутв день, когдаБог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:13-16).

Вот как эта фраза из Нового завета звучит целиком: «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, (ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, -) в день, когда, по благовествованию моему (Павла), Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:13-16).

Очевидно, что здесь за «язычников не имеющих закона, но законное делающих» однозначно можно принять и «большевиков», так как «не имея закона» (т.е. ничего не зная о Боге и Его законах), «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (т.е. показывают это добрыми делами и в воспитанных характерах людей социализма и в справедливой социально-экономической основе социалистического общества). И, как видим, такие люди-язычники «оправданы будут в день, когда Бог будет судить тайные дела человеков», т.е. получат спасение в противоположность тем людям-христианам, которые верят в Бога (и даже знают закон Божий), но никаких добрых дел не делают: не исправляют негативные черты своего человеческого характера и соответственно даже не пытаются исправить характер общества, в котором живут.

Тип публикации: Статьи
Тема