Цивилизационный проект русского народа

Выступление Сергея Баранова на Пятых Калязинских чтениях …22.02.18

 

Я попытаюсь, наметить ответы на два вопроса: о цивилизации, к которой мы принадлежим, а также о русском цивилизационном проекте, ориентированном в будущее.

О нашей цивилизации. В последние десятилетия стало популярным говорить о цивилизациях. Об этом говорят и наши мыслители. Хотя эту моду на цивилизационное мышление ввели западные авторы, тем не менее оно стало жизненно важным именно для нас. Что такое цивилизация, её определение, с позиций русской цивилизации? Это не культура, не ценности, не технологии, а устойчивый тип человека и общества. В мире существуют разные типы людей, которые имеют что-то общее, но, тем не менее они разные. В первую очередь речь идёт о внутреннем типе человека, его личности, её устройстве. Русские относятся к славянской восточноевропейской цивилизации – славян и их соседей. Русская нация гораздо моложе цивилизации. Если русским около 1200 лет, то славянской цивилизации, предкам славян, по данным науки — 5-6 тысяч лет (возраст культур шнуровой керамики, с которыми связываются предки славян и балтов). И по своей географии наша цивилизация гораздо шире, чем русская нация и русский мир. К ней относятся и славянские и восточноевропейские народы, которые не входят в русский мир, не говорят на русском языке.

Особенность славянской цивилизации в том, что они представляют особый тип личности, который я называю базовым. Славянская личность имеет широкое внутреннее духовное пространство, и в то же время чёткие границы, в качестве которых выступает круг общения, люди, другие личности, с которыми она постоянно общается. Славянская личность занимает особое положение между восточной, азиатской личностью, которая является клановой, коллективной; а большинство людей в мире относятся именно к азиатской личности; и западной, которая индивидуалистична, и в качестве границ которой выступают целерациональные отношения, построенные на мышлении и нормах. Для русской личности мышление не играет такой структурирующей роли, как для западной, и служит подчинённым инструментом для иррационального духа, представляющего собой центр «Я». Это не средний вариант между Азией и Европой, а именно особый, базовый, самостоятельный. Мы не одиноки в этом мире, и базовый тип характерен не только для русских и славян, но и для народов, которые сохраняют базовый ранний индоевропейский, по преимуществу, тип. Например, есть они и на Ближнем Востоке, и в Западной Европе. Однако там из-за прогрессирующей рационализации западной цивилизации их всё меньше и меньше. По-другому, это соборная личность, которая сочетает коллективизм и выраженную индивидуальность. Из базового типа личности вытекают все остальные черты нашей цивилизации. Такая личность является вместилищем для духа, и православной веры, поэтому она служит опорой Православия. Для неё характерна личностная картина мира, согласно которой главной опорой является высшая Личность Бога, на образ которой ориентируются все остальные личности. Личности образуют основу каркаса мироустройства, а разум и материя вторичны. Благодаря этому русская цивилизация выступает цивилизацией оси, осевой цивилизацией, на которой держится человеческая история как история личностная и христианская. В этом состоит и миссия нашей цивилизации.

Несколько слов о русском цивилизационном проекте. Хотя цивилизации возникают и живут объективно, проекты и проектирование играют большую роль в их развитии. Вспомним кирилло-мефодиевский проект создания славянской письменности и богослужебного и письменного славянского языка святых Кирилла и Мефодия, седмочисленников, включая пятерых их учеников, которые продолжили их дело. Благодаря им славяне перешли от дописьменной эпохи к письменной и смогли передавать информацию на родном языке. Роль двух его творцов, вероятно, наполовину славян, наполовину греков для славянской цивилизации очень велика. Кирилло-мефодиевский проект продолжается до сих пор. И пример святых Кирилла и Мефодия говорит о важности личного соучастия в творении славянской цивилизации.

Славянская цивилизация – молодая по сравнению с другими цивилизациями, — западной, или, скажем, другой великой цивилизацией, — китайской. Славяне только в 7 веке новой эры расселились на те обширные территории, где они сегодня проживают. До этого территория была значительно меньше.

Оригинальные черты русской цивилизации раскрылись довольно поздно и в противоречивой форме. Прежде всего это советская социалистическая цивилизация 20 века, которая строилось как проект, уничтожающий предыдущие формы, русской славянской цивилизации, Православную Церковь, из-за чего она и стала недолговечной. Но это был успешный и фантастический проект небольшого числа лиц, которые сотворили новые цивилизационные формы, но, конечно, в опоре на старую Россию. Ленин и другие и не пытались копировать западные формы общественного устройства.

В глазах западных интеллектуалов советское общество выглядело уже как особая новая цивилизация, а не просто как якобы «недостаточно европейское» общество старой Восточной Европы. Например, особой цивилизацией назвал советское общество историк школы «Анналов» Фернан Бродель ещё в 1963 году в «Грамматике цивилизаций». Социализм как цивилизация выразил личностную коллективистскую суть славянской цивилизации, её тягу к справедливому устройству общества. Он охватил весь славянский и восточноевропейский мир, и был экспортирован в другой цивилизационный ареал, в Восточную Азию: Китай, Корею, Индокитай – Вьетнам, где его формы сохранились с местными цивилизационными особенностями до наших дней, пережив социализм в СССР, вопреки противодействию запада.

Сегодня русская славянская цивилизация находится на распутьи и нуждается в сознательном и целенаправленном развитии себя как проекта на основе русской мечты. За основу должен быть взят синтез исторической России, славянства, Православия, и социалистической цивилизации, исключающий недостатки атеистического социализма. В цивилизационном проекте должен участвовать в меру своих сил каждый русский человек: в обустройстве в соответствии с чертами нашей цивилизации своей жизни, своего дома, своего города, своей улицы, семьи, жизни своих друзей близких, чтобы в них могла себя реализовать славянская личность. В первую очередь проект должен строиться на осознании цивилизационной оригинальности каждым человеком, защите каждой личности от сверхличности электронного концлагеря, и с помощью этого можно найти ключ к молодёжи.

Проект будущей русской цивилизации должен стать предметом массового обсуждения и моделирования, для чего в ближайшее время нужно провести ряд общественных форумов, а в идеале – вовлечь в творчество массы лучших русских людей. В этом и должна быть практическая русская идея, придающая смысл жизни и развития России.

Важнейшими чертами русского цивилизационного проекта, кроме Православия и социализма с идеей общинного, артельного, государственного и индивидуального хозяйства, станут:

Космизм, освоение космоса как вовне, так «внутрь» структуры материи;

Идея справедливости и соборности вместо идей всевластия разума и законности (права);

Идея народной монархии;

Идея многополярности и равенства цивилизаций;

Поиск оригинальных цивилизационных форм общества, хозяйства, технологий, искусства;

Идея славянской языковой и культурной автономии, новый панславизм;

Идеи Севера и Евразии;

Борьба против трансгуманизма как уничтожения традиционного человека и базовой личности как творения Бога по своему образу, «новая эсхатология».

Проблема русского цивилизационного строительства в 19-20 веках усугублялась ещё и тем, что строители использовали чужие мировоззренческие и мыслительные инструменты, заимствованные с запада. Своя цивилизационная философия пока не сложилась, делались только первые крупные шаги. Построение своей философии, связанной с верой, — важная и сегодня цивилизационная задача, позволяющая России видеть себя как особое «Я», и оторваться от неоколониальной зависимости, прежде всего, внутри себя, а затем и в геополитике.

Русская цивилизация должна строиться на иной картине мира, отличной от западного рационализма, объективизма, юридизма, власти олигархии и глобализма, но при этом используя достижения науки и техники.

Тип публикации: Лекции
Тема