«Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его,
и сия вся приложатся вам» (Мф. 6: 33)
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит
мир, в том нет любви Отчей.» (1Ин. 2:15)
Если спросить человека, решившего стать монахом: зачем идешь в монастырь? То, скорее всего, услышишь: желал бы уже здесь на земле жить по небесным законам. Чувствую, что живу неправильно, хочу исправиться… и т.д. и т.п. При этом видим, что этот человек совершает подвиг, рвет со всем что его держит в миру, человек дает обет, изменяется и начинает жить по-иному (становиться иноком).
Если же спросишь человека, решившего стать артельщиком: зачем идешь в артель? То скорее всего, услышишь: чувствую, что мы на работе поступаем неправильно, везде хищничество, война между людьми, так нельзя, надо по справедливости, по любви к другому трудиться. Желал бы жить и трудиться по-братски, «со всеми для всех». И при этом так же видим, что приход в артель в наше время также требует разрыва с имеющимися в миру законами, так же требует подвига. Такой артельщик также становиться иноком (от слова иной), как и монах. Артельщик- это по церковной терминологии мирянин, не желающий мириться с царящими законами капитализма, это мирянин, который не только свою личную семейную жизнь пытается строить по- христиански, но и также по -христиански строит свою общественную и трудовую жизнь.
Я лично вижу много сходного с монашеским в поведении артельщика, хотя есть и различия. Ниже предлагаю рассмотреть сходства и различия в ответе монаха и артельщика на поставленные вопросы:
Вопрос | Ответ монаха | Ответ артельщика | Сходство/различие |
Отношения с Богом | «Делати и хранити – деяние было дано (Адаму) от начала. Это занятие свойственно и монахам: исполнять Божие и хранить Божие и помышлять о Боге и носить в себе Бога и быть неразлучным с Богом». свт. Симеон Фессалоникийский | «Без Бога не до порога» Русская народная пословица | Сходство |
Отношения с человеком | «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34) | Артель-есть братство. Отношения строятся на основании любви к другому, о законе в артели помнят, о корысти забывают. | Сходство |
Отношение с миром | Полный разрыв с миром. Ведь «Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу (Христу) , устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо» епископ Иларион (Алфеев) | Неприятие правил мира. Устроение по возможности жизни общественной и трудовой по евангельским принципам. | Частичное сходство |
Обряд посвящения | Монашеский постриг как отречение от мира. C одной стороны, он указывает на смерть, а с другой, означает второе рождение. Отречение означает не пустоту, а полноту: вместо отвергнутого мира монах должен наполнить себя Божественной мудростью. | Клятва на верность артели перед иконой. Согласие с Уставом артели- подписание этого согласия со стороны артельщика. | Частичное сходство |
Обет нестяжания | Полный отказ от собственного имущества. Ведь «…аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене…» (Мф. 19:21). | Собственное, личное имущество есть но при этом собственности на средства производства нет. В артели есть только коллективная собственность, а личная собственность есть только вне артели. | Частичное сходство |
Обет послушания | Полное послушание духовному отцу (игумену). Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Ведь «…аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24) | Послушание решению собрания (собора, съезда, крага и пр.), т.е. коллегиального органа. Послушание председателю (атаману, старосте и пр.), главе общины в рамках Устава. | Частичное сходство |
Обет безбрачия | Полное целомудрие, отказ от брака. Ведь «Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог» епископ Иларион (Алфеев) | Брачная жизнь. Семейная жизнь не противоречит артельной. Артель- на работе, семья- дома. | Различие |
Возврат в мир | Очень затруднен. | Выход из артели возможен с соблюдением законных правил, описанных в Уставе. | Различие |
Молитва | Основное занятие монаха. Четвертый обет монаха. Ведь: «Молиться следует более, чем дышать» свт. Григорий Богослов. | Как для любого христианина для артельщика без молитвы не проходит не одно событие в артели (собрание, начало работы, трапеза и пр.). | Частичное сходство |
Труд |
Труд- разновидность послушания, труд служит инструментом для отсечения своей воли. 1.Труд-это аскетическое упражнение. 2.Труд-это исполнение заповеди любви к ближнему. 3.Труд- это занятие для обеспечения собственного пропитания. |
Основное занятие артельщика. Артель- это в принципе собрание трудящихся, «кто не работает, тот не ест». Те же мотивы, но расположены в другой иерархии: 1.Труд-это исполнение заповеди любви к ближнему. 2.Труд- это занятие для обеспечения собственного пропитания. 3.Труд-это аскетическое упражнение. |
Частичное сходство |
Распределение богатств | Коммунистический принцип. «От каждого по способностям, каждому по потребностям» | Социалистический принцип. «От каждого по способностям, каждому по труду». | Частичное сходство |
Участие в управлении общиной | Нет. | Полное участие в управлении общины- через участие в собраниях (1 человек- 1 голос), а также при обсуждении трудовых вопросов (не относящихся к уставным вопросам). | Различие |
Видно из таблицы, что больше сходства в ответах, чем различий, это и понятно, и там и там и в монастыре, и в артели люди строят свою жизнь на евангельских началах. А различия тоже объяснимы, они обусловлены разной силой духа, разными ступенями, разными путями следования за Христом. Но и тот и тот путь верен, хоть и сложен, т.к. и тот и другой путь сопряжен с отрывом от мирского, «обычного» поведения.
В монахи же попадают «отсеянные» (по словам Ивана Шмелева) или «те, которых уже позвал туда Сам Бог» (по словам Николая Васильевича Гоголя) а артельный путь – это для нас, для мирян, выбирающих брачный, земной путь.
Тип публикации: Статьи