Концепция «гармонии духа» Н.Н. Неплюева и современный капитализм

I.

В 1896 г. выдающийся русский мыслитель, христианин и социолог Н.Н. Неплюев написал удивительную статью «Христианская гармония духа». В ней он выдвинул концепцию, где утверждал, что основные силы души: разум, ощущения (т.е. хотения, страсти) и любовь должны быть у человека в смысле важности в правильном, «гармоничном» порядке. А именно: на первом месте должна стоять любовь, на втором разум, и лишь на третьем – ощущения. Только такая иерархия сил души – подлинно христианская. Неплюев рассматривает все сочетания этих сил, и характеризует каждый вариант, показывая отличия других вариантов от христианства.

Сам Неплюев, по-видимому, рассматривал эту концепцию как некий христианский антропологический закон, применимый к разным проявлениям человеческого духа: представлениям о Боге, отношению к Богу, к поместной Церкви, отношении к самому себе, к семье, обществу и государству. Работа «Христианская гармония духа» оказалась настолько интересной, что была быстро переведена на несколько иностранных языков.

 

II.

Если применить эту концепцию к анализу современного капитализма, то получается примерно следующая картина.

Вопреки Неплюеву, капитализм на первое место ставит ощущения, под которыми прежде всего понимает потребление, удовольствия, удовлетворение желаний. Деньги, корысть, прибыль, как средства получения всего и вся, ставятся во главу угла. Бедняк – не несчастный, но слабак, лузер. Богач же, обманувший и обворовавший бедняка, почитается как победитель – так и надо жить.

Однако, такую установку капитализм пытается провести «цивилизованно», без явного насилия. Поэтому для поддержки примата потребления призывается разум, расчет. Наука и создаваемые ею технологии становятся главным помощником в продвижении примата потребления. Страсти и разум тут действуют заодно, стараясь поддержать власть мамоны. Отсюда бурное развитие промышленности, производства товаров, а также методов «впаривания» нужного и ненужного.

В принципе такая схема вполне адекватна капитализму. Любовь, в общем-то, тут лишняя. Но капитализм, понимая, что человек – существо любящее, не может любовь игнорировать совсем. Поэтому он старается оживить схему и привлечь любовь в качестве дымовой завесы, скрывающей несправедливость и аморальность схемы. Получается, любовь (точнее, имитация любви) используется для смягчение и затушевывания недовольства. Общество, выстроенное по этой схеме, Неплюевым характеризуется как «идиллия разбоя и воровства, при благодушных взаимных отношениях в пределах, не стесняющих широкого размаха насилия и корысти победителей» /1:172/. Очень точная картина отношения сегодняшних власти и народа, не правда ли?

 

III.

Таким образом, капитализм твердо следует извращенному порядку «ощущения–разум–любовь» – порядку, противоположному христианству. Неплюев дал очень глубокую критику капитализма: его корни не в коррупции и воровстве – все это лишь вершки. Корень же капитализма гнездится очень глубоко – в извращенном устроении души, когда основная иерархия сил человеческого духа перевернута с ног на голову. В связи с этим вызывает глубокое удивление поддержка, которую оказывают христиане капитализму. Тем самым они расписываются в своем нехристианстве. А точнее, – в сугубо храмовой характере своего православия, когда любовь ощущается в храме, но в жизни признаются и поддерживаются противоположное устроение души. Величие Неплюева как раз и заключается в том, что он был подлинным христианином, исповедующим любовь двадцать четыре часа в сутки, и сумевшим ее воплотить в реальность в образе созданного им Крестовоздвиженского Трудового братства – главного дела его жизни.

А что касается капитализма (который и имел в виду Неплюев, характеризуя общество «ощущения–разум–любовь»), то у него не было никаких иллюзий. Он писал: «Необходимо понять, что никакие частичные реформы в области жизни социальной не помогут, пока мы цельно не сойдем с анти-христианской, анти-братской почвы капитализма, с его неизбежной экономической борьбой, на мирную почву христианского братского единства».

Следует, однако, отметить, что капитализм очень сильно, прямо-таки гипнотически влияет на человеческую душу. Он создает не только идеологию, притягательную падшей человеческой душе, но также лепит, формирует душу, извращая в ней основные, установленные Богом отношения. Всеобщность этого устроения столь сильна, что даже наиболее честные и нечуждые любви люди от этого лживого порядка отойти не могут.

К сожалению, исключений мало.

Тип публикации: Статьи
Тема