Практика братской любви

Община начинается с любви. Где корни этого деятельного чувства для христианина? С чего начинаются дела любви?

…Общинник просыпается до рассвета. В тишине садится или встаёт на молитву. Все силы души, разума и воли – в сердечном месте. Призывающий Христа всем собою мгновенно находит отклик – силы творить.

Мысленным взором общинник видит, кому и как он может помочь сегодня. Кому нужна его забота, внимание. С трепетом смотрит он на домики братства на холмах южного побережья Крыма недалеко от Балаклавы. И все семьи общины как родную дочь обнимает сердцем.

Психолог и философ гуманист Эрих Фромм в «Искусстве любить» не только называет виды любви – между мужчиной и женщиной, к Богу, родственникам, братская любовь христиан, но и даёт подсказки о путях возрастания в этом искусстве. Именно в искусстве – не спонтанном чувстве. Пути достижения мастерства в художественном творчестве и в практике братской любви едины.

Чему учит Фромм? Во-первых, дисциплине. Хочешь стать мастером – практикуйся каждый день.

Во-вторых, важна объективность в видении других людей. Мы все разные. Нужно уметь выйти за границы себя и увидеть ситуацию глазами другого человека. Якоб Леви Морено в своей «психодраме» — практике ролевого тренинга и групповой психотерапии – в основу исцеляющего и развивающего метода положил именно «обмен ролями» — когда в моделируемой ситуации общения ты смотришь на себя словно глазами другого человека. В теории развития Морено человек проходит несколько стадий – эгоцентрическую – смотрю на всё сквозь призму себя любимого. Рефлексивную стадию – могу видеть себя и свои действия как будто бы со стороны. И самая высокая стадия развития – когда могу «глазами другого» посмотреть на себя. Такое умение с трёх сторон увидеть ситуацию – залог успеха в жизни. В бизнес литературе и обучении много внимания уделяется «эмоциональному интеллекту» — способности понимать чувства людей и воздействовать на них. Это считается ключевым фактором для достижения успеха в жизни. Так как на работе, в бизнесе, успех зависит от умения договариваться и убеждать, то у человека, умеющего тонко чувствовать, понимать других и влиять на их эмоции явное преимущество.

Общинник живёт не для успеха. Он живёт для любви. Поэтому тем более ему нужно понимать и чувствовать состояние братьев по общине. Позиция «со стороны» — это взгляд «глазами» православной традиции. А как бы Христос посмотрел сейчас на мои поступки? Держать себя перед взором Христа. Так поступать, чтобы не хотелось Ему отвернуться…. В каждом поступке быть достоянием Божиим.

Эрих Фромм также пишет о важности заботы и уважения к тому, кого любишь. Сквозь призму объективности и дисциплины это очевидное для христианина требование обретает важные нюансы. Заботиться, значит помогать в том, что брату во Христе важно, а не только в том, что я считаю нужным для него. А ещё лучше – и себя и брата видеть сквозь призму «достояния Божьего» — тогда может оказаться, что и ему и мне ещё потрудиться надо, чтобы понять, как друг о друге и общем деле позаботиться.

Тип публикации: Статьи
Тема