Дух творит себе форму

Зачем строить  деревенскую общину?  Для переезда должны быть (причем одновременно)  решены 4 вопроса. Вопросы и ответы  ниже, расположены в порядке иерархии важности, тезисно:

Ответ Примечания
Смысл переезда? 1. Жить по-христиански.

2. Жить вместе, «Со всеми для всех».

3. Жить независимо (от денег/ магазина/ кредитов/ городских развлечений и пр.)

4. Жить на природе (в красоте/ общаясь с живым, а не с мертвым/ питаясь натурально/ слышать естественные звуки/ видя нормальные картины мира (звезды, реки, леса, поля…………))
п.1 и п.2 : Это основная суть братства. Так живут монахи, но не только они,  но и мирские христиане (семейные) в виде общин и артелей. Это основной мотив к переезду — искать такие сообщества.  

п. 4: Этим и только этим руководствуются экологисты, но этого для христиан мало. Это тоже присутствует  в общинах, но только 4-м пунктом.  
Дом? 1. Бесплатная аренда  (койка/ комната/дом)

2. Строительство своего дома  на своей земле
На первое время. Дома находятся в коллективной собственности. Все дома имеют «городской» комфорт (тепло/вода/ канализация и пр.)  

В дальнейшем предоставляется возможность строиться самостоятельно, дом будет в личной собственности. Рядом с общинной землей.
Работа? 1. Строительные бригады и строительное  пр-во .

2. Работа в школе.

3. Работа в подсобном хозяйстве, столовой.
п.1: Основное занятие мужчин. Работы производятся на стороне, при отсутствии заказов  можно заниматься строительством для артели. Часть людей задействовано в производстве  стройматериалов.  

п. 2: Учителя должны быть,  как и мужчины,  так и женщины. Своя школа — свои кадры учителей.  

п. 3: Подсобное хозяйство – только для себя.  Продажи на сторону возможны, но маловероятны. Иметь свою столовую естественно, т.к. свои продукты и большой коллектив.
Школа? 1. Общеобразовательная + воскресная школа

2. Или только воскресная школа.
Наилучший вариант-это получить свою аттестацию общеобразовательной школы. Но главное — в школе воскресной, она будет давать то воспитание, которое нужно членам артели. Выпускники нашей школы- будущие наши артельщики (братчики, как у Неплюева Н.Н.)

Более расширено.

Данная статья построена, как на фактических данных от людей, попытавшихся оторваться от города, так и на конкретном опыте обсуждения таких животрепещущих вопросов как:

  • Стоит ли нам стремиться к переезду на «землю»?
  • Как на этой «земле» надо обустроить жизнь?
  • Надо ли стараться к организации общины?
  • Возможно ли в городе организовывать такие общины?

Главный вопрос, который всегда возникает в таких обсуждениях: А зачем, собственно, переезжать? Какова мотивация?

Корысть? Заработать, мол, много денег, потом их потратить…. Нет, «на земле» это не получиться….Эта мотивация не подходит, тут и не заработаешь — это факт, и не потратишь- не где.

Закон? Внешнего закона нет, нет направлений учителей и врачей, нет  направлений  других городских специалистов, нет  коммунистов- двадцатипятитысячников. По факту таких людей нет. Внутренний  же законтоже есть но он слаб, он есть, например,  у того кто работает по  нравственному закону «где родился- там и пригодился», у некоторых же  сохранилась традиция поступать так, как делали отцы и деды, ведь так поступать правильно. Но таких людей крайне мало.

Любовь? Да, только такой мотив сможет заставить переехать на «землю». Любовь к Родине (малой и большой), любовь к деревне (как правильной форме жизни, так и к природе), любовь « к отеческим гробам» и к тем деревенским современным жителям. А , главное, должна быть любовь к Богу, по первой заповеди и любовь к людям по второй. Без  первой и второй любви (которые взаимосвязаны) не будет ни смысла переезда,  не будет сил к преодолению трудностей. Об этом , о «дисциплине любви» много и хорошо писал Н.Н.Неплюев.

Так может в городе можно так организоваться?  Можно, но крайне сложно, так как это будет половинчатая  ситуация, с одной стороны вокруг будет хищническая среда и поневоле будешь жить по законам капитализма с конкуренцией и обманом, а с другой будешь стараться жить по братски. Совместить это будет слишком сложно.  Проще, когда вся жизнь без остатка и без исключений строится по-братски.

Всегда возникает второй вопрос: А где будем жить? Кому будет принадлежать дом и земля?

Первый ответ: дом должен быть комфортабельным, но тут противоречий никаких нет — ведь сейчас технологии позволяют строить малоэтажные дома с максимальной комфортностью и не так дорого.

На вопрос кому принадлежат дома, ответ такой, есть два варианта:

  1. Членам артели (общины) должна быть предоставлена возможность получить (Бесплатно!) койку/ комнату/ пол-дома/ дом. Это жилье ( как земля) принадлежит артели и человек лишается право бесплатной аренды при выходе из артели.
  2. Членам артели должно быть предоставлено право строительства своего жилья  и покупки земли под домом. Такие дома и такая земля должна находиться рядом с общинной землей.

Никакого противоречия между двумя вариантами  обеспечения жильем нет. И членам артели должны быть предоставлены оба варианта.

Третий вопрос:  Где и как будем работать?

По-моему, главное здесь как работать? Надо работать артельно, и это ОБЯЗАТЕЛЬНО. Нельзя работать по капиталистически, как ООО! Нельзя организовывать ЗАО!  Нельзя  сверху ставить какого-то хозяина/ инвестора! Это сразу приводит к отсутствию братства, это сразу приводит к появлению разделения на хозяев и нехозяев, это приводит к появлению власти капитала над трудом, капиталиста над трудящимся. Поэтому форма – это только артель, которая характеризуется такими чертами как:

  1. Коллективная собственность на средства производства.
  2. Хозяева артели —  это трудящиеся артели.
  3. Выборность председателя и его подотчетность.
  4. Участие в управлении артелью.
  5. Отсутствие эксплуатации.
  6. Максимальная прозрачность внутри артели во всех вопросах ведения хозяйства.
  7. Распределение доходов по труду.
  8. Минимальное имущественное расслоение.
  9. Равные паевые взносы, равный доступ к результатам труда.
  10. Наличие фондов развития, соц.обеспечения.

Чем можно заниматься? Обычно рассматривают такие варианты:

  • Сельское хозяйство. Этот вариант, по опыту и по расчетам, к сожалению, не подходит. Сейчас  так устроено сельское хозяйство, что выживают только крупные хозяйства. А мелкотоварное производство всегда  приводит к большой себестоимости товаров.  Но свое подсобное хозяйство иметь  можно и нужно, но не более того, для обеспечения собственных нужд.
  • Пищевое производство. Это возможно, но тут надо очень конкретно рассматривать возможности (близость к трассам, наличия сырья, оборудования). Но это направление, как и сельское хозяйство , выживает  только при больших объемах производства. Опять же для своих нужд иметь цеха переработки так же можно и нужно.
  • Услуги.  В сельской местности крайне сложно  оказывать услуги, так как спрос там на это минимальный.  Но рассматривать эти варианты можно исходя из конкретики расположения общины, артели. Это может быть туризм, гостиничный бизнес, автосервисы и пр.
  • Строительство. Считаем, что это самое перспективное направление, это услуга всегда востребована. И к тому же исторически так всегда и было, из деревень зимой мужики уходили на строительные заработки. Так и мы можем это делать, но уже не топором, а шуруповертом, т.е. максимально используя новые технологии. Стройка хороша еще тем, что решается вопрос о собственном строительстве — для себя строим сами!  Хорошо бы иметь еще собственные цеха производства стройматериалов , это может быть небольшие линии по производству брусчатки, гибки металла, винтовых свай, СИП панелей, деревянных погонажных изделий и тд и тп.
  • Работа в школе. Удивительно, но своя школа (ремесленная, воскресная , общеобразовательная) наличие клубов и кружков – это оказывается ключевым, центральным  вопросом жизни всей артели (общины). В этих школах подготавливаются будущие артельщики и общинники, такие школы  создают условия для образования и воспитания детей артельщиков, о чем будет сказано ниже. Но эта школа, кружок, секция – это, в том числе, место трудоустройства трудящихся артелей. В своей школе-  должны быть свои учителя!

Последний и крайне важный вопрос: Где учиться нашим детям?

Ответ: В нашей сельской (ремесленной, воскресной, общеобразовательной) школе! Лучше всего, конечно совместить общеобразовательную школу со своей ремесленной и воскресной. Т.е. не изменяя правил  обучения  по государственной программе параллельно вносить свою часть в воспитательную и образовательную программу через дополнительные занятия и уроки. Конечно, мы не сможем дать большого выбора и разнообразия в этих дополнительных уроках, но если сделать упор на качество преподавания  в небольшом спектре курсов, то это будет очень привлекательно не только для детей артельщиков, но и для детей не членов артели. Для примера, могут быть организованы курсы: спортивные, танцевальные, песенные, изобразительные , открыты кружки по рукоделию и  по разнообразным строительным профессиям, водительские курсы и т.д. и т.п. Но , главное, конечно это должно быть организовано преподавание курса  Закона Божия, без этого курса  (см.пункт первый, смысловой) воспитание детей крайне затруднительно. Недаром Николай Николаевич Неплюев начинал воспитание своих братчиков с раннего возраста, со школы.

Последний вопрос, который всегда! задается: Откуда взять стартовые деньги?

Ответ: Для старта нужны деньги и большие деньги, и взять их можно только у благотворителей! Других вариантов нет. Причем важно, что перед  началом такого рода инвестиций нужно много раз все просчитать, т.к. будет очень и очень   плохо, если денег не хватит, ведь в этом случае «конь будет на трех ногах» и никуда не пойдет. Например, будут дома, но не будет работы или будет и то и другое, но не будет школы и учителей. И проект тогда будет провален, так все составляющие , описанные выше , должны быть вместе. Отсутствие хотя бы одного составляющего делает проект инвалидным.

Куда будут направлены деньги? Стартовые деньги направляются на :

  1. Покупку земли.
  2. Строительство инфраструктуры (газ/ электричество/ вода/ дороги) при их отсутствии.
  3. Строительство жилых домов и зданий под производство.
  4. Приобретение необходимой техники.
  5. Наличие оборотных средств.
  6. Строительство школы и её комплектация.
  7. Содержание учителей ( на первое время, 1-5 лет, пока артель не сможет сама их содержать)

Какие источники финансирования еще возможны:

  • Паевые взносы членов артели. Они не могут быть большими, так как они должны быть посильными (от 30 до 50% от суммы годового заработка). Паевые взносы должны быть обязательно,   по нашим оценкам это  50-150тр.
  • Финансирование государством. Например, общеобразовательной школы.
  • Гранты. Содержание домов престарелых, реабилитация инвалидов и тд и тп.
  • Главное! После 1- 3 лет становления артель обязана переходить в режим самоокупаемости и прибыли.

У кого нельзя брать денег:

  • У банков. Тогда артель попадает в долговую кабалу.
  • У капиталистов. У людей, вкладывающих в артель с целью обогащения. Тут совершенно разные мотивации в подходах к труду и обязательно произойдет конфликт.
  • В любых теневых структурах. У людей имеющих другие цели, но которые могут прикрываться идеями построения общины.

Резюмируя, можно сказать, что построение общины возможно лишь при соблюдении двух правил:

1 правило: Правильно выстраивать иерархию как в себе, так и в артели  в триаде Дух-Душа-Тело. Ставя на первое место цель – построение  максимально возможной жизни по Евангелию,                  с любовью к Христу и по-братски с окружающими людьми. Как говорил Н.Н.Неплюев : «В дисциплине любви».

2 правило: Организуя артель (общину) нужно одновременно ответить на 4 вопроса ( о чем говорилось выше):

  1. Зачем переезжать в общину?
  2. Где жить?
  3. Где работать?
  4. Где воспитывать и обучать наших детей?
Тип публикации: Статьи
Тема